Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей и подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Деятельность лагеря этнокультурной направленности имеет неоценимое значение. Мы живём в удивительном месте - Зауралье. А много ли мы знаем об этом крае? Что мы можем рассказать тем, кто никогда здесь не бывал? Что мы можем показать гостям нашего города, округа?
В нашем краю живут разные народы со своей культурой, историей, со своими обычаями. Они – хранители знаний и умений своих далёких предков.
Чтобы этого не произошло, участники смены тоже должны стать Хранителями. Для этого мы должны пройти несколько этапов: познакомиться с историей нашего города, округа, с историей народов, живущих здесь . Выучить песни и танцы. Нас ждут интересные испытания: конкурсы, квесты, соревнования, мастер-классы, поиски кладов. Мы станем настоящими Хранителями культуры, истории, природы своего края!
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I и I I лагерной смены.
В изучение родного края организуется посещение краеведческого музея, в также по согласованию родителей (законных представителей) посещение музеев области.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности народов России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней национальной культуры. Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям.
Приобщение детей к национальной культуре не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход положен в основу программы «Хранители». Программа направлена на сохранение и передачу традиций и культуры народов родного края, накопление исторических знаний и духовного опыта, воспитание у детей и подростков чувства гордости за свой город, округ путем выявления и оформления историко-культурного и природного своеобразия нашего края.